Руськая борьба, ее истоки и история. Дроздов А.В.

Правила, Нормативы, Даты Памятные, История Международной
федерации по руськой борьбе "Слада"
Аватара пользователя

Автор темы
Борислава
Администратор
Сообщения: 439
Зарегистрирован: Август 2016
Благодарил (а): 1 раз
Пол: Женский - Женский
Belarus

Руськая борьба, ее истоки и история. Дроздов А.В.

Сообщение Борислава » 15 дек 2017, 11:38

Руськая борьба, ее истоки и история
Автор Дроздов Александр Владимирович


Каждый народ имел свою национальную борьбу и приемы самозащиты, которые постоянно накапливались и совершенствовались. Не стал исключением и русский народ. Истоки возникновения борьбы на Руси общие для всех народов.
Вся история человечества - это постоянная борьба за выживание, что имеет место и в настоящее время, но на заре развития человечества слово "борьба" имело прямой смысл. Борьба олицетворяла саму жизнь. Чтобы выжить необходимо было постоянно от кого-то защищаться (от диких зверей или от набегов соседних племен), на кого-то нападать и в борьбе отвоевывать свое место под солнцем, пуская в ход
части своего тела (руки, ногти, зубы) или различные предметы (подвернувшуюся под руку палку или камень).
Затем возникли разные приспособления, позволяющие делать это с большей эффективностью - праща и лук для метания камней и стрел (позднее - пистолет и орудие для метания пуль и снарядов). Палка превратилась в палицу, копье, меч, топор, шпагу.
Так как оружие не всегда находилось при себе или не всегда было удобно им пользоваться (в плотном бою), то накапливались и совершенствовались и наиболее эффективные способы и уловки, позволяющие достичь победы без использования предметов.
Хаотичные толчки и рывки первобытного человека превратились в удары и приемы, позволяющие каким-либо образом сбить соперника с ног (ударить по нему или им о землю).
Из захватов выделились такие, которые, воздействуя на суставы или мышцы, другие органы или затрудняя дыхание противника, позволяли с наименьшими затратами сил достичь преимущества в рукопашной схватке. Эти эффективные способы, совершенствуясь, передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней в виде бросков, ударов, болевых и удушающих захватов и других технических действий. Отсюда и сходство приемов, применяемых в национальных видах борьбы разных народов, развивавшихся вроде бы изолированно друг от друга, сходных чисто функционально.
На Руси становление борьбы имело свои особенности. Руськие Племена во второй половине первого тысячелетия возглавляли союз приднепровских племен, называемых полянами, которые, как записано в летописи, стали называться русью. Уже в VI веке о руських пишут, что это "мужи огромного роста". Позднее, в IX-X веках, восточные авторы описывали руських так: "Руськие мужественны и храбры... Ростом они высоки, красивы собой и смелы в нападениях. Народ этот могучий и телосложение у них крепкое, мужество большое".
В этот период у полян обрядовая борьба велась во время тризны - поминок в честь умершего.
Богатырями, отличающимися сложением, силой, смелостью, Русь всегда славилась. Эти качества - качества борца - всегда были в чести на Руси. До петровских времен руськие не употребляли табака и наркотических зелий, а из спиртного употреблялись только слабые напитки (медовухи, настойки), да и то в основном знатью во время пиров.
В обнаруженной в 1892г в Бухаре рукописи на персидскоми языке содержится рассказ о Руси первой половины IX века во времена её рождения: "Это обширная страна, а её жители непокорны, держатся вызывающе, воинственны. Одна часть их - рыцарство".
В X веке пробиваясь через заслоны кочевников, руськие князья несколько раз ходили дальними походами на Византию вплоть до Константинополя, в том числе и морским путем. На востоке эти походы простирались вдоль Оки и Волги до Каспийского и Черного морей.
И в дальнейшем вся история древней Руси - это постоянные войны с кочевыми племенами, от набегов которых страдала Русь, войны за расширение своих земель, а также междоусобные войны между отдельными князьями. Все это требовало высокой воинской подготовки, среди которой владение приемами рукопашного боя было первостепенным делом, особенно для пеших воинов, которые составляли большинство войска.
У писателя древности Прокопия читаем, что руськие, вступая в битву, не надевали лат, стеснявших движения в бою, то есть больше расчитывали не на доспехи, а на свою ловкость.
Историк С.М.Соловьёв о том времени пишет: "В битвах личная, материальная сила преобладает, отсюда видим частые единоборства, в которых оружие не употребляется: борются обыкновенно, схватывая друг друга, желая раздавить и ударить о землю".
Существовало как бы три вида рукопашной схватки.
1.Борьба на поражение противника, применяемая в боевой обстановке, где преимущественно требовалось умение владеть разным оружием - мечом, копьем, топором, ножом, булавой, дубиной и др., а также умение защищаться от нападения этим оружием.
2.Борьба на выведение противника из строя, применявшаяся в основном при захвате пленных и в драках с применением ударных предметов и без них.
3.Борьба до сдачи (до признания одной из сторон себя побежденной) без оружия, применяемая на игрищах, потехах, состязаниях.
К ведению боевых действий руськие готовились с детства. Византийский историк отмечает, что руськие мальчики отлично владели оружием.
В условиях постоянных переселений народов, не прекращающихся войн каждый руський мальчик должен был вырасти воином, кем бы он ни был потом, а каждый отец должен был вырастить сына-воина.
Подготовка будущих воинов начиналась с младенческого возраста. Сначала мальчиков приучали к игрушечному оружию, затем сажали на коня. В 10 лет мальчики уже в совершенстве владели деревянным оружием, а к 12 годам они должны были владеть приемами боя без оружия. В этом же возрасте мальчики начинали заниматься с настоящим оружием.
Достигнув совершеннолетия, молодые люди проходили жесткие экзамены на посвящение в мужчины-воины.
Среди знати шла подготовка воинов-профессионалов - дружинников, среди простого люда - воинов-труженников, которых называли "вои" (ополченцы).
Община выработала уникальный способ подготовки бойцов, не отрывая их от крестьянского труда. С самого раннего детства в мужчине воспитывали необходимый для бойца комплекс навыков. Это происходило в боевых играх, бойцовских обрядах. Мальчики проходили школу
бойца в детских объединениях - "беседах", где они учились борьбе, метанию, играли в разные игры, в которых вырабатывались необходимые воину качества.
При взрослении достойных переводили в "партию" - мужскую воинскую корпорацию. Перевод сопровождался обрядом.
Насколько хороша была подготовка воинов к ведению рукопашного поединка, свидетельствует древнейший памятник русской литературы "Слово о полку Игореве", где великий Святослав, вспоминая о былой славе брата своего Ярослава и его дружин, говорит, что те "без щитов с за сапожными ножами ... полки побеждали", то есть одерживали победу без тяжелого вооружения в рукопашной схватке.
В письменных источниках упоминание о борцовских поединках встречается очень редко, ввиду того, что эти источники информации - летописи писались в основном в монастырях, а христианская церковь в то время отождествляла борьбу с язычеством, неотъемлемой
частью которого были игрища и ратные традиции народа.
Летописец пишет: "На игрищах видим множество людей: как начнут бороться друг с другом, то сбегаются смотреть на дело, от дьявола замышленное, а церкви стоят пусты", что подтверждает необычайную популярность борьбы как зрелища среди народа.
В играх с борьбой участвовали женщины. Описывается такой обряд. "Вечером выходили женщины и девицы на улицу, разделялись на две половины и тихими хороводами приближались к концу улицы... После песен игроки сближались. Здесь открывалась война. Соломенное чучело, русалку, девицы принимали на свои руки для защиты, а женщины, стоя кругом их, нападали на другой хоровод или защищались сами от нападения... Оканчивалось побоище растерзанием чучела."
В 1357 году митрополит договорился с новгородцами крестным целованием, "чтоб играния бесовские не любить и бочек не бить". Но игрища с борьбой продолжались повсюду, заканчиваясь иногда убийством: так в 1390 году в Коломне на игрушке был убит Осей - сын дядьки великого князя Василия Дмитриевича.
Много информации о борьбе дают устные источники, передававшиеся в народе - былины. Исследователи былин отмечают, что в их основе лежат конкретные исторические факты, к тому же не единичные, описанные в письменных источниках. В былинах русский народ, любивший борьбу, увековечил имена лучших своих борцов, их выдающиеся схватки и даже отдельные приемы: "Изучил Добрынюшка боротися, Изучил он с крутой, с носка спущать. Пошла про него слава великая. Мастер был Добрынюшка боротися, Сшиб осударя Илью Муромца на сыру землю." Как видим, речь идет о броске сбиванием подбивом подсечкой. В былине "Илья Муромец и Идолище" описывается применение броска наклоном с захватом двух ног: "Старый казак ведь Илья Муромец... Хватил как его да за ноги. А трапанул его да о кирпичный пол."
Русские борцы использовали не только приемы борьбы стоя, но и борьбы лёжа. Приведем описание целой комбинации, состоящей из броска, переворачивания и удержания, ухода с него и ответного удержания: "А соскочили ребятушки со добрых коней, А схватилися плотным боем, рукопашкою... По злосчастьицу было Ильи Муромца: А как де правая рука да приокомбала (одеревенела), А как де левая нога его приокользела, А как падал старый казак на сыру землю. Ещё сплыл-то Подсокольничек на белы груди... У стары казака силы вдвое прибыло, Он смахнул Подсоколика со белых грудей, А он сплыл Подсоколику на белы груди."
Знали на Руси и болевые захваты, основанные на перегибании и выкручивании суставов, сдавливании мышц. Такие приемы применялись при пытках и частично пришли от народов Средней Азии, которые с древних времен пользовались ими и с которыми Русь постоянно торговала.
Так, чтобы унять расходившегося в драке с новгородцами богатыря Василия Буслаева, его мать заходит сзади и падает на плечи могучие; богатырь говорит ей: "Ты, старушка лукавая, толковая! Умела унять мою силу великую, зайти догадалась позади меня. А ежели б ты зашла впереди меня, то не спустил бы тебе, государыне-матушке, убил бы заместо мужика новгородского."
Повествуя об играх богатыря, рано повзрослевшего царского дитя Констентинушке Сауловиче, с княжескими, боярскими, дворянскими и купеческими детьми, былина говорит: "Он шутку шутил не по-ребячью, А творки творил не по-маленьким: Которого возьмет за руку, И с плеча тому руку выломит; И которого заденет за ногу, По гузна ногу оторвет прочь; И которого хватит поперек хребта, Тот кричит-ревет, окорачь ползет."
Говоря о мести князя Романа литовским братьям Ливикам, разорявшим русскую землю, былина повествует,что "меньшему брату ноги выломали".
О применении различных приемов, в том числе и удушающих, русской женщиной Василистой Микуличной, переодетой (для спасения из темницы своего мужа) в мужчину и назвавшейся польским послом Василием Микуличем, которому предложили для испытания побороться, говориться в былине: "Молодой Василий Микулич-де, Не угодно ли тебе с моими боярами потешиться, На широком дворе поборотися?" Как вышли они на широкий двор, Как молодой Василий Микулич-де, Того схватил в руку, того в другую, Третьего склеснет (сдавит) в середочку, По трое за раз он на земь ложил, Которых положит - тыи с места не стают."
Нижегородский священник Аввакум, живший в XVII веке, отличавшийся усердием в исполнении своих обязанностей, начал ссориться с начальными людьми; один из них, рассердившись на Аввакума, пришел в церковь и задавил священника до полусмерти.
В былине "Хотен Блудович" говорится о применении приемов борьбы против нескольких нападавших: "Ничего с ним не говорили, И только один хотел было ударить по уху, Да не удалось ему, Годен верток был, Того он ударил о землю И ушиб его до смерти; Другой подвернется, и того ушиб; Третий и четвертый кинулися к нему, И тех всех прибил до смерти."
Использовались сочетания различных технических действий (болевых захватов, бросков, ударов руками и ногами).
О схватке Добрыни с татарами говорится: "Сохватились за Добрыню три татарина: Он первого татарина взял - разорвал, Другого татарина взял - растоптал, А третьего татарина взял за ноги;... Стал он по силе похаживать, Зачал белыми руками помахивать; Зачал татар покалачивать..."
По мере присоединения к Руси различных народов русская борьба, несомненно, обогатилась и приемами их национальных видов.
В былине "Рахта Рагнозерский" говорится о первых международных спортивных состязаниях: "Приезжал борец было неверный, Много городов прошел, Много он борцов повалил, Иных до смерти убил. Приезжает он в Москву белокаменну; Сам же князю похваляется: "Ай же князь ты московский! Дай мне нуньчю поединьщичка. Ты не задашь нам да поединьщичка, - Я вашею Москву да всю огнем прожгу. "Много находилося младых борцов, А никто не может с ним да супротивиться." Но в конце-концов нашёлся простой крестьянин "из под северной сторонушки", который "Как ухватил он борца за плечи ли Да трапнет тут борца о кирпичен мост, Сбил его всего да в кучу вдруг".
Состязания по борьбе иногда даже предшествовали битве и определяли её исход.
В Лаврентьевской летописи 992 года описывается поединок борцов перед битвой русских воинов с печенегами: "Выпустиша Печенезе муж свой, бе бо привелик зело и страшен, и выступи муж Володимер, и узре и Печенезин и посмеяся, бе бо средний теломь. И размеривши межи обема полкома, пустиша я, к себе и яста ся, почаста ся крепко держати, и удави Печенезина в руках до смерти, и удари имь о землю."
То есть описывается применение русским воином удушающего захвата и броска.
В той же летописи за 1022 год описан не менее интересный эпизод борьбы, закончившейся броском: "Рече Редедя к Мстиславу: "Что ради губиве дружину межи собой? Но снидневе ся сама борт", и рече Мстислав: "Тако буди", и рече Редедя к Мстиславу: "Не оружием ся бьеве, но борьбою, и яста ся бороти крепко..." После продолжительной борьбы Мстислав победил Редедю: "Ударил им о землю."
Широкое распространение получили на Руси и кулачные бои, которые сохранились в народных потехах до сегодняшних дней. Они проходили чаще на перекресте дорог, а зимой - на замерзшей реке, где бились стенка на стенку. Нужно было сшибить соперника на землю, причем использовались не только удары, но и другие действия, позволяющие свалить противника. Лежащего соперника не были, так как действовало неписаное правило: "Лежачего не бьют". Битва завершалась всеобщим весельем.
Иногда борцовские потехи переходили в драку, где применялись все действия без ограничения.
"Вечером начались потехи: стали бороться, а в ином кругу на кулаки биться, и от кулачного бою дошло до большой драки. Василий вмешался в драку и кто-то его очень неловко задел: он закричал своим, что его бьют, дружина выскочила, и началась схватка: скоро они улицу очистили, прибили уже много до смерти, вдвое, вторе перекалечили, руки, ноги переломали."
До конца XV века существовали обычаи решать спорные вопросы в вооруженных поединках, если судящиеся стороны не были довольны решением судьи. Но с 1497 года, когда вышел "Судебник" Ивана III, убийство стало караться смертью, а следовательно и поединок не мог иметь смертельного исхода.
И борцовская схватка иногда могла решать исход тяжбы. В XVI веке в Москве на Старом поле, на реке Неглинке, возле церкви Святой Троицы даже было выделено специальное место для проведения таких "судебных поединков".
В этом же веке встречается упоминание об определенной системе соревнований по русской борьбе. Австрийский дипломат Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 году, писал: "Молодые люди и мальчики..., споря между собой о победе, стараются каким-бы то ни было образом повалить друг друга. Кто побеждает большее число противников, считается победителем."
Как видим, при борьбе не ограничивается арсенал приемов для достижения победы, а важен результат - повалить соперника. К таким многотуровым соревнованиям надо было хорошо готовиться.
В 1663 году путешественник Гвидо Мист, упоминая о подготовке к соревнованиям московских борцов, пишет: "Есть между ними такие, которые очень хорошо умеют бороться... в чем они ...упражняются."
Особое распространение поединки борцов получили при Иване Грозном. Техника борьбы, в частности бросков, была тогда на очень высоком уровне: "Поступал-то Патанечка все скорёхонько, Он ведь брал-то его скоро за праву руку, Он бросал-то к себе на ножку правую, Он выкидывал его вверх высокехонько... Он спускал Кастрюка-то всё на сыру землю."
Речь идет о броске подворотом через ногу подхватом с захватом одной руки - сложном по техническому исполнению броске.
В русской борьбе наряду с силой ценились ловкость, быстрота и умение применять различные приемы, поэтому в большинстве описанных поединков побеждали борцы меньшего веса.
В 1847 году этнограф А.Терещенко писал: "Искусные борцы берут не силой, а ловкостью: противник старается схватить своего соперника так, чтобы он потерял равновесие, - тогда смело может повалить или бросить его на землю как игрушку."
В подготовке борцов использовалась подстраховка падающего, что видно в схватке между Петром I и силачом драгуном: "Выходили они с молодым драгуном сухватилися... Левой рукой молодой драгун побарывал, Правой рукой молодой драгун подхватывал, Не пущал царя на
сыру замлю."

Одними из основных, но не единственными способами бросков, являлись действия ногами, в частности, броски сбиванием подбивом. Бытовала поговорка: "Матушка Москва бьет, родимая, с носка." Об этом говорят и многие гравюры XVIII века. На них мы можем видеть и одежду борцов, то есть боролись на Руси в одежде, подпоясанной кушаком. Схватка длилась до сдачи одного из борцов.
Этнограф Е.Покровский в 1887 году пишет: "Противники старались повалить друг друга на землю. Однако сваленного противника надо было ещё удержать известное время под собой и большей частью до тех пор, пока он признавал себя побежденным." Тогда считалось, что один из борцов справился, сладил с другим. (По толковому словарю Даля "сладить" - справиться, привести кого-нибудь к соглашению,
послушанию. "Нет с ним никакого сладу." "Что, сладил с маленьким?". Отсюда можно предположить и одно из названий русской борьбы - СЛАДА. Нам кажется, это название наиболее приемлемо для спортивной части русской борьбы, к тому же второе значение слова "сладить" - хорошо устроить, упорядочить, в чём и нуждается сейчас русская борьба).
В 1726 году императрица Екатерина I подписала специальный указ, в котором запретила применять всякое холодное оружие: "Кто хочет биться для увеселения, те должны выбрать между собой соцких, пятидесятских и записывать свои имена в главной полицейской канцелярии; выбранные соцкие, пятидесятские и десятские должны смотреть, чтобы у бойцов никакого оружия и прочих инструментов для увечного боя не было; и во время боя чтобы драк не было; и кто упадет, лежачего не бить".
Этот документ можно рассматривать как один из первых письменных образцов правил соревнований по борьбе.
Подводя итоги, на основании исторических документов можно сказать, что русская борьба отличалась исключительным разнообразием технических действий: броски руками и ногами, захваты ног и другие броски, удержания, переворачивания, удары и даже болевые и удушающие захваты. В то время не было четкого разделения на борьбу без ударов и рукопашный бой. В последнем применялись не только удары, но и броски, болевые и удушающие захваты. Поединок проходил и в стойке и лёжа до сдачи одного из противников. В то же время, в поединках наблюдался очень незначительный травматизм, так как борьба проходила по щадящим правилам (не бить лежачего, вести схватку до сдачи, а не до повреждения противника), что отмечается в Берлинской энциклопедии 1794 года, где Вист пишет: "Русские имеют обычаи показывать ... свою ловкость и силу в борьбе ... некоторые из этих борцов обладают необыкновенной силой, но их способ борьбы не вызывал несчастных случаев; не обнаруживалось ни переломов рук или ног, ни сильных ушибов."
Несмотря на запреты властей, на что указывалось даже в "Стоглаве" 1550 года, русская борьба продолжала культивироваться в народе вплоть до конца XIX века.
Возникло несколько разновидностей борьбы: "на поясах, "в обхват", "за вороток" или "за ручку" (иначе они назывались "в схватку и "не в схватку"), а также кулачный бой. Причем, в разных губерниях и борьба и кулачные поединки проводились по разным правилам, которые часто устанавливались перед самым их началом и везде по-разному.
Но с подъемом революционного движения состязания по борьбе всё больше и больше запрещались властями. Борцовские поединки и кулачные бои в России как народная потеха сохранялись еще до середины XX века но, к сожалению, как вид спорта русская борьба не
пересекла границу прошлого столетия. На то были свои причины.
После получения крупного займа от Франции, французские товары широким потоком хлынули в Россию. Все французское рекламировалось и становилось модным. В числе разных цирковых аттракционов была завезена в Россию и французская борьба. Царское правительство разрешило демонстрировать борьбу в цирках и народных садах. Это было хорошим зрелищем, отвлекающим народ, но заниматься ею мог только узкий круг лиц, имеющих доступ к специально оборудованным помещениям.
Вышло подробное руководство по французской борьбе, где она преподносилась как всемирно признанная. Ажиотаж со ставками на победителя и хорошая реклама дали эффект. Пример того, как хорошая реклама в яркой обертке помогает продать даже не очень хорошее содержание. У зрителей цирковой борьбы появились свои кумиры. Большую роль в пропаганде этого вида внес великий русский борец Иван Поддубный, на многие годы ставший чемпионом чемпионов. С именем этого и других известных русских борцов связаны попытки некоторых спортивных деятелей представить сегодня классическую борьбу как истинно русскую, народную. Но даже прежнее название её - французская (или финско-французская, а еще - греко-римская) не позволяет это сделать.
Русская борьба многократно превосходила её по арсеналу приемов. Большинство же русских борцов вышло из народной борьбы, которой они занимались или профессионально или как и большинство мальчишек с детства. Занятия французской борьбой не были массовыми.
В дореволюционной России спортивные клубы имелись только в крупных городах; количество их было невелико, да и доступны они были, как правило, лишь для имущих классов. Русская же борьба продолжала существовать в народе. Без неё не обходился ни один народный праздник.
Во времена революций 1905, 1917 годов интерес к приемам самозащиты рос с каждым днем, но на первый план выходят завозные "штучки". Предприимчивые издатели стали выпускать руководства по джиу-джицу и бытовой самообороне. Реклама опять сделала свое дело: для тех, кто не был знаком с джиу-джицу, она представлялась чем-то непонятным и загадочным, а потому и привлекательным.
Не то же ли самое мы наблюдаем и сегодня с безудержной рекламой восточных единоборств?
После революции большое внимание уделялось поиску прикладных приемов для нужд армии и войск НКВД.
В.А.Спиридонов обобщал и совершенствовал приемы самозащиты, почерпнутые из разных источников, в основном из зарубежных пособий. Но по этим приемам нельзя было соревноваться без вреда для здоровья.
На этом фоне активную работу по пропаганде японской спортивной борьбы дзю-до проводил В.С.Ощепков, прошедший школу Кодокана. Под влияинием обстановки всеобщей подозрительности ко всему иностранному, он был вынужден во многом отойти от японских правил дзю-до, а затем частично отказался от японской терминологии, но не сумел избежать в те суровые 30-е годы репрессий.
Инициативу Ощепкова подхватил А.А.Харлампиев, который, обобщив его опыт и обогатив его лучшими приемами национальных видов единоборств народов Советского Союза на волне интернационализма, вызванной образованием СССР, сумел огранизационно оформить борьбу
самбо, как новый советский вид спорта. Этот вид, конечно, был богаче дзю-до и вплотную подходил к русской борьбе, но дело в том, что русское начало опять осталось в тени, так как основой самбо были приемы сравнительно молодого японского вида спорта, схожие с приемами русской борьбы. Постепенно русское вытеснилось чисто советским интернациональным, так как советское и русское
отождествлялось, а на передний план выставлялись составные части самбо из национальных видов борьбы народов СССР. В настоящее время появляется возможность вернуться к истокам русского единоборства, поглощенного империей, и возродить его вновь как истинно народный вид спорта.


Слада это значит Лад и Мир в душе твоей и вокруг !

Вернуться в «Правила, Нормативы, Даты Памятные, История Международной федерации по руськой борьбе "Слада"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя